Первый Forester (в переводе с английского –
«лесник») появился на рынке 10 лет назад. С тех пор покупатели
«нарубили немало дров» и оценили достоинства двух поколений, каждое из
которых успело пережить значительные модернизации. Неизменными
оставались лишь принципы построения вседорожника. Машина всегда
базировалась на платформе седана C-класса Impreza и имела продольно
расположенный силовой агрегат. Автомобиль радовал хозяев на дорогах с
твердым покрытием, ни у кого не возникало сомнений в правильности
инженерных решений в этой области. Благодаря наличию полного привода и
немалого дорожного просвета в списке маршрутов владельца «Лесника»
могли быть и вылазки на легкое бездорожье. Сегодня у нас на тест-драйве
третье поколение вседорожника, и мы попытаемся узнать, на что
конструкторы сделали упор в «новой главе».
Итак,
размеры… Даже если вы не хотели изучать цифры, все станет ясно после
первого же осмотра машины. Прибавка в длину 75 мм (4560 мм), в высоту
110(!) мм (1700 мм), в ширину 45 мм (1780 мм). Размер колесной базы
вырос на целых 9 см и теперь составляет 2615 мм. Внешние габариты
позволяют с первого взгляда оценить машину «на размер больше», а исходя
из дизайна, можно делать выводы о родстве с Impreza. Если раньше
Forester`ы между собой роднила форма кузова, вернее его силовой
структуры, то сегодняшняя машина – исключение из правил. Как собственно
и ситуация с донором. Передняя часть машины, наверное, единственное
место, которое с некоторой натяжкой можно сравнивать с аналогичной
деталью у предшественника. Здесь, как и ранее, обосновались крупные
прямоугольные фары, а решетка радиатора получила плавные и спокойные
обводы. Противотуманные фары занимают свое привычное положение в
крайних точках бампера, а по центру размещена оригинальная серебристая
накладка, имитирующая стальную защиту. Следует отметить укоротившиеся
свесы кузова – они в предыдущем автомобиле зачастую мешали съехать с
дороги в крутой овраг. Кроме их длины, проработали и конфигурацию –
угол въезда благодаря проведенной работе увеличен. Сбоку атрибутом
Forester являются большие корпусы наружных зеркал, а с открытием дверей
обнаруживается и наличие традиционных оконных рамок, которые ранее не
устанавливались.
На
крыше закреплены мощные рейлинги, а большие колеса обрамляют рельефные
арки. Задняя часть – один из наглядных примеров нового стиля марки.
Если раньше «корму» было легко идентифицировать по фонарям или форме
стекла, то теперь там находятся вертикальные стойки задней двери и
модные светоблоки с прозрачными колпаками, затекающими на боковины.
Технические новшества заметны и сзади. Например, разнесенная на две
стороны выпускная система получила намного больший объем, что позволяет
не только успешно бороться с шумом двигателя, но и уменьшать
сопротивление выхлопным газам. В целом внешность автомобиля
воспринимается по-новому, за счет новых пропорций и размеров, а свежие
черты фирменного дизайна подчеркивают современную моду. В случае, если
автомобиль оборудован системой бесключевого доступа, для разблокировки
замков достаточно нажать на миниатюрную кнопку на дверной ручке.
Устраиваясь на рабочем месте водителя, акцентируем внимание на удобстве
посадки. Сиденья в новой машине установлены выше, чем прежде, а двери
открываются на больший угол, что облегчает процедуру посадки.
Обзорность с места водителя можно оценить очень хорошо. При
маневрировании в городских условиях из Forester удобнее прогнозировать
дорожную ситуацию, в поворотах не мешают стойки лобового стекла, а
наружные зеркала с большой рабочей площадью позволяют непринужденно
поворачивать руль при перестроениях.
Рулевая
колонка регулируется в двух плоскостях, а диапазон электрифицированных
настроек водительского сиденья подойдет даже людям ростом более 190 см.
Сиденье хорошо распределяет нагрузки. На верхних спицах рулевого колеса
сгруппированы кнопки управления аудиосистемой и круиз-контролем. Если
перед вами автомобиль с бесключевой системой запуска двигателя, в левом
углу панели приборов будет установлена соответствующая большая кнопка.
В противном случае – на традиционном месте находится замок зажигания, в
который вставляется обычный ключ. Кроме кнопки запуска двигателя слева
можно найти блок регулировки зеркал и регулировки яркости подсветки
приборов. Перед глазами водителя – новая панель инструментов с
голубоватыми шкалами и постоянной подсветкой. На ней всего три
стрелочных указателя – спидометр, тахометр и указатель остатка топлива
в баке. Информацию о температуре охлаждающей жидкости сообщат две
контрольные лампы. Центральную консоль венчает аккуратный дисплей, на
который выводятся показания среднего расхода топлива, часов и забортной
температуры. Блок аудиосистемы отныне «переваривает» диски с форматом
записей МР3 и может иметь чейнджер на 6 дисков. Неплохой звук
обеспечивается 7 динамиками, раскиданными по салону. В середине
центральной консоли – два прямоугольных дефлектора вентиляции, а
немного ниже – удобный блок климат-контроля с тремя вращающимися
рукоятками.
Для того чтобы нажать на любую
из кнопок или рычажков, тянуться не придется – места установки всех
органов управления эргономически выверены. Между рычагом коробки
передач и центральной консолью разместился достаточно вместительный
отсек для мелочей, в котором предусмотрели мягкую голубую подсветку. В
случае выбора автомобиля с механической коробкой передач, позади
рукоятки переключения, как и ранее, будет располагаться рычаг
раздаточной коробки, с помощью которого есть возможность включить
пониженную передачу (передаточное отношение 1:1,447). Подлокотник можно
передвигать, а если вы привыкли носить с собой персональный компьютер,
то удобное место для него можно организовать, сложив лоток и
перегородку с центрального тоннеля. Заметим, что последняя операция
осуществима лишь в автомобилях с автоматической коробкой передач,
приверженцам «механики» вместо лотка доступны подстаканники.
Перчаточный ящик можно назвать средним по размеру, туда при
необходимости поместятся бумаги формата А4. Подчеркнем и новый дизайн
панели, и более качественные материалы, и уровень подгонки панелей.
На
заднем сиденье стало значительно просторнее. Здесь с комфортом
разместятся двое взрослых, а при необходимости сядут и трое, не особо
стесняя друг друга. Высота и ширина в этом месте выросли соответственно
на 45 и 65 мм, а пространство для ног выросло сразу на 110 мм. Для
большего удобства поездки есть возможность достать центральный
подлокотник, а из подушки сиденья вынимается небольшой «столик» с
подстаканниками. В картах задних дверей, как и спереди, карманы
отформованы для размещения бутылок. Пассажиры могут самостоятельно
регулировать угол наклона спинок сиденья разделенного в пропорции 2:3 –
для этого в его боковинах установлены аккуратные кнопки. Восприятие
автомобиля просторным есть еще и за счет опционального панорамного люка
с электроприводом, занимающим чуть ли не половину крыши. Эта опция была
знакома и предыдущим владельцам Forester, а подобные решения
встречаются не часто.
Самое
время поговорить и о багажнике – ведь зачастую именно он является
предметом споров при выборе универсала повышенной проходимости.
Forester нашел чем отличиться и здесь: объем багажного отсека возрос до
450 л, а благодаря компактной задней подвеске удалось увеличить
расстояние между колесными арками и высоту. Кроме того,
электромагнитный привод замка позволяет без особых усилий
разблокировать дверь. Ввиду установленной полноразмерной «запаски» пол
подобно Impreza немного приподнимается к передней части автомобиля, а
если сложить спинки заднего дивана, то образуется абсолютно ровная
поверхность.
Как
и ранее, вседорожник доступен лишь с оппозитными двигателями. Они могут
иметь объем 2,0 или 2,5 л, а последний также предлагается в версии с
турбонаддувом. Меньший мотор развивает 150 л. с. при 6000 об/мин и 196
Н·м при 3200 об/мин, а 2,5-литровый в зависимости от отсутствия или
наличия нагнетателя может выдавать 173 л. с. при 6000 об/мин и 245 Н·м
при 4000 об/мин, либо 230 л. с. при 5200 об/мин и 320 Н·м при 2800
об/мин. Все двигатели стали экономичнее благодаря новым конструкциям
головок блока, оптимизации формы камеры сгорания и изменению
конструкции впускного канала. Впускной коллектор более короткий, а
диаметр его труб увеличен. Коробок передач предложено две –
5-ступенчатая «механика» и 4-ступенчатая автоматическая коробка передач
с возможностью ручного выбора ступени Sportshift. Пружинные подвески
перекочевали с небольшими изменениями с новой Impreza: спереди это
традиционный МсPherson, а сзади – многорычажная схема.
Рассмотрим
отличия в ходовой части. Как известно все Forester производятся с
полноприводной трансмиссией, а в зависимости от коробки передач есть и
различия. В паре с механической коробкой устанавливается простой
межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой, а для версий с
«автоматом» предусмотрена многодисковая электромагнитная муфта в
приводе задней оси с электронным управлением. Помимо вариаций на тему
полного привода, есть разница и в устройстве рулевого управления. Если
атмосферные моторы получают электроусилитель, то турбированные
оборудованы более традиционным гидроусилителем.
Вспоминая
прошлого «Лесника», захотелось ознакомиться и с тормозной системой.
Отныне даже задние механизмы встречаются только дисковые. Передние,
естественно, вентилируемые, а страхующая электроника включает ABS, EBD,
антипробуксовочную систему TCS и систему стабилизации VDC. Хорошо
проработана и пассивная безопасность. Кроме пересмотренной силовой
структуры кузова с зонами запрограммированной деформации, в базовой
комплектации устанавливается 6 подушек безопасности (фронтальные,
боковые и надувные «занавески»). В случае наезда сзади предусмотрены
активные подголовники и специальная ударопоглощающая конструкция спинки
сиденья.
Для
ездового тест-драйва мы выбрали турбированную версию вседорожника с
автоматической коробкой передач. Сразу же после старта с места внимание
водителя и пассажиров привлекает высокий уровень комфорта подвески.
Если ранее машине была присуща хорошая энергоемкость, а в быстрых
виражах Forester проявлял замашки спортсмена, то теперь ко всему этому
добавилось и приятное чувство демпфирования неровностей. Несмотря на
большие 17-дюймовые диски с резиной 225/55 R17 мелкие и средние
неровности остаются практически незамеченными. И лишь на откровенных
выбоинах кузов повторит профиль дороги, да и то – в заметно смягченной
форме. На трассе водитель чувствует себя расслаблено и непринужденно –
рулевое управление реагирует на отклонения не резко, но вполне
предсказуемо. В быстрых поворотах высокий кузов наклоняется, а мелкие
неровности практически не сбивают вседорожник с траектории...